Какой главный инструмент хоккеиста? Кто-то назовет клюшку, а кто-то - коньки. На самом деле это вещи неразделимые. Как скрипка и смычок для скрипача. При этом коньки, образно говоря, играют роль самого музыкального инструмента. Вот с коньков мы и начнем.
    От того, как человек владеет коньками, маневрирует, ускоряется, зависит, наверное, 80 процентов успеха. Коньки хоккеиста - его главное оружие. Поэтому они должны максимально точно соответствовать потребностям хоккеиста. Что значит "максимально точно"? Можно вспомнить Матса Сундина, который одно время катался в коньках Graf (сейчас у него контракт с фирмой ССМ). Мало кто знает, что его левый ботинок был изготовлен в Швейцарии, а правый - в Канаде.Коньки, сделанные швейцарцами по индивидуальному заказу, не совсем устроили шведа. Лишь один ботинок пришелся ему впору. Сразу встал вопрос о переделке. Чтобы ускорить процесс, фирма Graf решила сделать еще одну пару, но уже в Канаде, где у них имеется собственный завод. Но и там не смогли полностью удовлетворить запросы Сундина. В итоге швед выбрал себе один ботинок из первой пары, сделанной в Швейцарии, а другой - из второй, канадской.
    Этот пример объясняет, какие серьезные требования сегодня предъявляются к профессиональным конькам. В чем они заключаются? Во-первых, конек должен быть анатомичным, то есть обеспечивать правильную посадку ноги в ботинке. Во-вторых, прочным. В-третьих, соответствовать амплуа хоккеиста. Для нападающих нужны коньки с одними характеристиками, для защитников - с другими. Причем большую роль в появлении новыхконьков и, соответственно, в развитии их производства играют хоккеисты, а точнее, звезды НХЛ. Именно они определяют, каким должен быть конек, "подстраивая" его под свою индивидуальность.
   На сегодняшний день задача производителей коньков достаточно сложна: сделать их как можно более легкими, как можно более защищенными и в то же время наиболее анатомичными (кстати, каждая человеческая ступня состоит из 26 костей, 33 суставов, 19 мышц и сухожилий). И, чтобы вся эта триада (анатомичность, прочность, легкость) сочеталась со скоростными характеристиками. Как этого добиться? Здесь на помощь пришли новые композитные материалы, обладающие, с одной стороны, большой прочностью, а с другой - легкостью. Вообще, первые композитные материалы стали применяться в производстве клюшек. Постепенно их начали использовать и в производстве коньков. Сначала в серии Supreme PRO (Bauer) появились композитные подошвы, а затем в серии Vapor (Bauer) - и другие поверхности ботинка. Серия Vapor как раз и характерна своей легкостью, отличающей ее от других моделей.
   Компания Bauer здесь применила достаточно революционный подход, используя материалы, существенно легче традиционных. Но тут же возникла и проблема, связанная с сохранением прочности и анатомичности конька. Модель Vapor 8 в этом смысле оказалась не на высоте. И первым в этом смог убедиться Павел Буре, обязанный по контракту рекламировать продукцию Bauer. По поводу новых коньков Русская Ракета даже шутил, что ему сделали "испанские сапоги". И действительно, ботинок оказался чересчур жестким. Его очень тяжело было сажать по ноге. Вообще, новые коньки, как и любую обувь, обычно приходится какое-то время разнашивать. И российский народ в этом смысле крайне изобретателен. То, до чего додумываются наши никогда не придет в голову ни шведу, ни канадцу, ни финну.
Обычно россияне, когда покупают новый конек, тут же начинают играть в "сделай сам". Народная молва гласит, что есть масса способов, как быстрее "посадить" конек по ноге. Заметим, все эти "ноу-хау" применялись еще до появления термоформовки. Самый простой вариант - залить ботинок горячей водой, потом ее вылить и идти кататься в мокрых коньках до тех пор, пока они не обсохнут и не обомнутся по ноге. Впрочем, некоторых такой способ не устраивал. Говорили, что горячую воду не каждый ботинок выдержит, поскольку кожа начинает "пузырем подниматься". Поэтому вместо воды лучше использовать летучие жидкости. Например, спирт. Люди поливали водкой внутренности хоккейного ботинка, одевали его и шли на лед. И катались, пока водка не улетучится. Кто- на ночь в ботинок ставил распорки, кто-то прогревал коньки в сауне: в общем, масса способов. Вот только Vapor 8 разносить было просто невозможно. Никакая водка, никакая горячая вода его не брали, поскольку основой корпуса ботинка был пластик. В итоге не коньки разнашивались по ноге, а нога - под коньки. И у хоккеистов, особенно у детей, появлялись на ногах болезненные наросты, в основном в пяточной части. Причем врачи, когда их осматривали, требовали срочно поменять коньки, чтобы не изуродовать ребенку ноги.
Поэтому слова Буре об "испанском сапоге" не были далеки от истины. Каких усилий стоило ему разносить Vapor 8, знает, наверное, только он. Но, разносив их, Павел столкнулся с другой проблемой. Постепенно задник ботинка стал разрушаться. На одном из чемпионатов мира многие обратили внимание, что у Буре он весь латан-перелатан. В итоге задник представлял собой сплошную пластиковую накладку . Коньки Павла находились, если можно так выразиться, в экстремально-боевом состоянии. А все потому, что Bauer на тот момент просто не мог предложить Буре ничего другого. "Пере-саживаться" в другую пару коньков тот не хотел, поскольку кое-как разносил старые. Поэтому Буре продолжал их добивать, латая без конца.
Вся эта история подтолкнула Bauer к решению делать конек по аналогии горнолыжного ботинка, который бы грелся в специальной печи и "сажался" по ноге. Так появилась технология PFS (термоформовка), использованная в серии Vapor 10. Об этой модели Буре высказывался уже только в восторженных тонах. И действительно, новый конек получился очень удачным. Идея термоформовки себя оправдала на все сто. Коньки серии Vapor 10 были достаточно легкими, при этом очень анатомичными. К тому же они обеспечивали мощный толчок, благодаря которому хоккеист мог резко стартовать и увеличивать скорость. Не надо забывать, что конек делался "под Буре", который является одним из самых скоростных хоккеистов в мире. А когда он "пересел" в Vapor 10, его скорость снова возросла. Таким , образом Буре оказал серьезное влияние на развитие новой серии Bauer. И в том, что сегодня новейшая модель Vapor XX бежит еще быстрее, есть заслуга Русской Ракеты. Вообще, Vapor XX - уже новая ступень эволюции этой серии. Коньки стали сущест-в е н н о ~ легче Vapor 10. У них появилось новое лезвие, которое дало повод предположить, что сам по себе ботинок уже исчерпал возможности ускорения. Задняя стойка держателя лезвия поднялась на несколько миллиметров, за счет чего толчок стал более мощный. К тому же, если прежний держатель лезвия выдерживал температуру до -10°С, новый можно использовать до 20 градусов мороза. Сам конек получился более агрессивным с точки зрения эргономики. Возросла стартовая скорость, как, впрочем, и длина проката '(расстоя- ние, которое прокатывает хоккеист с одного толчка). Если тестировать коньки серии Vapor XX, у них окажется самая большая длина проката. А для хоккеистов это очень важно, ведь новые коньки позволяют затрачивать меньше сил, сохраняя при этом необходимую скорость. Впрочем, и новые держатели, и лезвия имеют свои недостатки, о которых, надемся, у нас еще будет время рассказать.
   Вообще, серия Vapor предназначена в основном для нападающих. Вместе с ней Bauer развивает линию оборонительного плана - серию Supreme. Коньки эти всегда были хорошо защищены и очень комфортны. В них, как правило, применялись традиционные натуральные материалы (хотя и появились, к примеру, композитные подошвы). Защищенность и комфорт - главный критерий, которым можно оценивать линию Supreme. Правда, в последнее время к защищенности и ком-форту Bauer добавил еще и скорость. Все это произошло благодаря развитию серии Vapor. Так появились коньки уровня Supreme 8000, которые сочетают в себе комфорт, защищенность и скорость.
    То, что мы до сих пор говорили о коньках фирмы Bauer, не должно удивлять наших читателей. Ведь именно эта компания сегодня является лидером в производстве коньков. Причем если раньше в Bauer каталось где-то около 60 процентов хоккеистов Национальной хоккейной лиги, то с появлением Vapor XX это число достигло 80 процентов. Впрочем, это вовсе не означает, что мы будем рассказывать только об
этом брэнде.
    Относительно недавно на хоккейном рынке появилась компания Nike. Кроссовки этой фирмы давно уже стали товаром, не нуждающимся в дополнительной рекламе. Но появление серии коньков известной фирмы можно было назвать неожиданным. Прежде всего с точки зрения эстетики. Это были ботинки с большим пластиковым мысом, с необычной расцветкой: от белого с черным - до серебристых цветов. И вначале желающих в них покататься было более чем достаточно. Правда, как правило, им хватало всего одного раза, чтобы понять свою ошибку. Во-первых, они были тяжеловаты, да и колодка оставляла желать луч-шего с точки зрения "посадки" ноги. Многие хоккеисты называли их валенками, калошами и прочими обидными словами. Любопытно, что в первое время появившийся конек был очень востребован в России. "Новые русские хоккеисты" любительского уровня стали активно "пересаживаться" в Nike, поскольку по тем временам коньки этой фирмы были одними из самых дорогостоящих. Но постепенно интерес к ним был утрачен.
    После того как произошло объединение Nike с Bauer, ситуация стала меняться. Руководители Nike, к слову, определяющие политику обеих компаний, ' сумели извлечь выгоду из тесного сотрудничества с Bauer и после не самых удачных первых моделей перешли на более интересные с ж точки зрения тех- i нологии.
   Сегодня конек Nike привлекает к себе все большее внимание специалистов и любителей. Но, по большому счету, Р все усилия известной фирмы в производстве собственного конька пока не достигли цели. На сегодняшний день число тех, кто катается в Nike, очень незначительно. Чего не скажешь о коньках фирмы ССМ.
     До недавнего времени они были одними из самых популярных в НХЛ. Это не удивительно, поскольку ССМ -одна из старейших фирм-производителей хоккейного снаряжения. Что отличает коньки этой марки? В первую очередь, универсальность. Многим людям с, если так можно выразиться, "проблемными" ногами (высокий подъем, широкая стопа и т.д.) довольно сложно подобрать коньки. И здесь всегда на выручку приходит ССМ. Причем комфорт обеспечивается не за счет дополнительной "усадки", хотя последние модели ССМ уже проходят термоформовку. Долгое время канадцы утверждали, что коньки ССМ обеспечивают самое правильное катание. Здесь учитывалась форма ботинка, лезвия, стойки. Да и длина проката у них была больше, чем у конкурентов. По крайней мере до появления серии Vapor фирмы Bauer. Поэтому, с точки зрения эргономики, ССМ по-прежнему занимает достойное место на рынке.
В свое время коньки ССМ побили все рекорды продаж. В частности, серия 652, которая появилась много лет назад, до сих пор является идеальной по соотношению цены и качества, вобрав в себя все лучшее от предыдущих коньков ССМ. При этом они стоили как продвинутые любительские. Это был хороший кожаный ботинок с укрепленными внешними сторонами, с грамотно скомпонованной пяточной частью. Его, в отличие от большинства других моделей, не нужно было разнашивать. Кстати, до недавнего времени хоккеист "Нью-Йорк Рейнджере" Да-рюс Каспарайтис вообще не признавал никаких коньков, кроме ССМ. И катался только в серии 652. Не случайно в 2002 году появилась серия Original, которая один в один повторяла конек серии 652 в его классическом варианте. Правда, в том оригинальном виде он все же был снят с производства, несмотря на то что эта серия очень востребована покупателями. В том числе и в России. Причем многие до сих пор спрашивают этот конек.
     Рассказывая о ССМ, нельзя не коснуться линии Externo, поскольку в ней были использованы новые материалы, не характерные для этой фирмы. Например, поставлены усиленные пластиковые носы, да и сам материал ботинка сделан из синтетики. В верхней части добавлен полиуретан. Коньки получились оригинальными, с хорошей зашитой. В то же время их стало тяжелее "усаживать" по ноге. И хоть новый ботинок оказался более защищенным, он, к сожалению, потерял в анато-мичности.
Теперь несколько слов о коньках Graf. Эта швейцарская фирма, хоть и не может соперничать по объему продаж ни с Bauer, ни с ССМ, определенно заняла свою нишу на рынке. С самого начала Graf стал использовать легкие технологичные обувные материалы и первым сделал открытый пластиковый мыс ботинка. Что это дало? Обычный ботинок, обтянутый баллистическим нейлоном, в процессе эксплуатации начинает лохматиться, теряя свой вид. У Graf пластиковый мыс не покрывается никаким материалом.-При этом, в отличие от тех, кто стал использовать нейлон, швейцарцы сохранили кожаный верх ботинка. Конечно, это не натуральная кожа, а искусственная, специально разработанная для Graf. Но за счет этого коньки не теряют своей легкости в процессе эксплуатации. И не намокают. Это можно назвать ноу-хау Graf.
      Стоит еще отметить, что коньки швейцарской фирмы изначально были удачно сделаны по весу. При этом Graf первым стал греть свои ботинки в печке, хотя и не стремился это рекламировать. Поскольку они использовали синтетические материалы (а синтетика от нагревания становится более эластичной), то их коньки, начиная с самых простых, можно было греть в специальной печке. Вплоть до фигурных. Вообще, Graf вел себя достаточно скромно на хоккейном рынке, не стремясь особо афишировать свои успехи. Тем не менее, он сумел завоевать себе место под солнцем. В основном это касается Европы. Graf очень любят чехи и шведы, канадцы тоже в них катаются, но это все же пока редкость.
       Заканчивая рассказ о коньках, необходимо сразу оговориться, что мы лишь представили общую картину того, что сегодня происходит на этом рынке. Мы, к примеру, не касались детских коньков, поскольку эта тема требует отдельного разговора. Как, впрочем, и рассказ о коньках Easton, Mission, которые "широко известны лишь в очень узких кругах". Тем не менее, они представляют определенный интерес с точки зрения дизайна, конструктивных решений. Сегодня мы лишь коснулись характеристики коньков так называемого верхнего уровня, чтобы сориентировать читателя в этом вопросе. В дальнейшем вас ждет более детальный разбор отдельных моделей, которые заслуживают серьезного внимания.

(C) Национальный хоккейный магазин.