ОТ ДУБИНЫ ДО НЕВЕСОМОГО ИНСТРУМЕНТА

В свое время уже было сказано, что главное спортивное снаряжение для хоккеиста – коньки и клюшка. Эти вещи неразделимы, как скрипка и смычок для музыканта. Поэтому к выбору клюшки, пожалуй, самой недолговечной части хоккейного инвентаря, любой игрок относится крайне щепетильно. Благо, что выбирать сегодня есть из чего.

РУКОЯТКА И «ЛОПАТА»

Как известно, новые технологии активно вторгаются во все виды спорта. И на примере развития клюшечного производства в этом можно легко убедиться. Клюшки прошли путь от примитивных многослойных фанерных приспособлений до ультрасовременных образцов, изменивших представление о самой клюшке. Раньше она состояла, грубо говоря, из рукоятки и «лопаты» (именно так в свое время именовали «крюк», который в то время был абсолютно прямой). Для рукоятки, как правило, использовали массив из клена, березы, ольхи, бука. Это были материалы, которые давали по тем временам наибольшую легкость и прочность. Но в этих клюшках не было стабильности. Известно, что деревянные клюшки по своей структуре неоднородны. Поэтому даже из партии одинаковых по наименованию выбрать подходящую очень непросто. Динамика рукоятки все-таки отличается. Не говоря уже о крюках, которые порой разнятся и размером и углом изгиба. Пусть даже на миллиметр. Можете себе представить, сколько приходилось прилагать усилий хоккеистам 60–70-х годов, чтобы «подогнать» клюшку под себя?! Они ее и пилили, и обтачивали, и нагревали в кипятке, чтобы затем придать ей необходимую форму. Но в итоге все эти действия не всегда давали нужный результат: стоило крюк перегреть или перегнуть, как он резко терял прочность. Со временем стало очевидно, что из дерева просто невозможно создать стабильную во всех смыслах клюшку.

Начались поиски решения этой проблемы. Вначале производители стали использовать березовый шпон, которым покрывалась поверхность рукояток. Затем появились карбоновые и графитовые вставки: тонкие композитные пластины наклеивались по всей длине рукоятки, а затем снова покрывались шпоном. Это уже была не просто клюшка, а клюшка усиленная, отличающаяся большей прочностью. Вскоре родилась идея сделать рукоятку полностью из композитных материалов, небывалых по легкости и прочности. Технологии были заимствованы из аэрокосмической промышленности. Новые материалы подстегнули массовое производство составных профессиональных клюшек. Рукоятка и крюк прочно соединялись теперь с помощью специального термического клея, который можно было многократно разогревать, чтобы вставить крюк в рукоятку либо вынуть его при смене. Рукоятки теперь служили гораздо дольше. Если раньше они выполняли лишь функцию держателя крюка, то теперь у них появились новые свойства. О них мы поговорим чуть позже. Постепенно композитные материалы стали использоваться и в крюке. Сначала появлялись гибридные крюки: из композитных и деревянных материалов. Потом постепенно пришли к полностью композитным крюкам. Естественно, что уже совсем скоро стали появляться цельные композитные клюшки, которые по своей популярности оставили далеко позади своих составных собратьев.

Все вышеперечисленные изменения привели к тому, что клюшка превратилась в эстетически приятное во всех смыслах спортивное снаряжение. А если сравнивать современные композитные клюшки по весу с клюшками 50-х годов прошлого века, можно сказать, что раньше была «дубина», а сейчас – изящное «перышко». Сегодня клюшка по весу почти в три раза (!) меньше той, которой играли наши хоккеисты в 50-х годах. Она весит около 440 граммов. И в руках физически крепкого человека такая клюшка превращается практически в невесомый инструмент. При этом она позволяет запускать шайбу со скоростью за двести километров в час и добиваться максимальной точности при бросках по воротам. И самое главное – у клюшки появилась стабильность.

ДАЦЮК НА «НОСОВОМ ПЛАТКЕ»

Композитные клюшки одного наименования ничем друг от друга не отличаются. Поэтому сегодня существуют определенные стандарты. В каталоге любой известной фирмы имеется не просто клюшка одного наименования, к ней еще прилагается и множество дополнительных крюков, количество которых иногда доходит до десяти. Благодаря этому покупка клюшки сегодня приобретает все более индивидуальный характер: фактически любой человек может выбрать клюшку под себя. При этом, конечно, нужно иметь в виду, что в той же НХЛ практически 95% хоккеистов играют клюшками, сделанными «под заказ». Поэтому если вы приобретаете, скажем, крюк «Айзерман» (фирма Easton, как и большинство канадских компаний. маркирует свой товар, используя фамилии известных хоккеистов), это вовсе не означает, что таким же крюком играет сам хоккеист. Одно дело – серийное производство, другое – индивидуальный заказ.

Вообще, говоря о клюшках, надо понимать, что речь идет не о дешевом товаре. Чем легче клюшка, чем более оптимально в ней сочетаются жесткость и упругость, тем она дороже. К современной клюшке сегодня предъявляются очень серьезные требования. Прежде всего она должна быть правильно сбалансирована. Новейшие клюшки, если их взять за край рукоятки, по ощущениям напоминают рыболовную удочку высокого класса. Они сделаны так, что крюк не перевешивает основу и не тянет руку вниз. Конечно, к такой клюшке необходимо привыкнуть, потому что первые ощущения будут необычными. Тем не менее такой клюшкой легко управлять даже одной рукой.

Помимо правильного баланса серьезные требования предъявляются к упругости, эластичности, податливости самой рукоятки. Ни для кого не секрет, что клюшка сегодня позволяет хоккеисту бросать шайбу гораздо мощнее и точнее. И происходит это оттого, что у рукоятки клюшки фактически появляется новое свойство. Если вы обращали внимание, то на современных профессиональных композитных клюшках есть надписи в определенных местах. Например, KICK ZONE – «зона удара». Нажимая на это место, хоккеист получает возможность сильнее бросать. Получается, что часть рукоятки работает в одном режиме, часть – в другом. Это уже не единая структура. Существуют зоны утолщения, прорезиненные зоны и так далее. Если раньше рукоятка клюшки сгибалась по всей длине одинаково, то сегодня изгиб (за счет неравномерного использования различных материалов) получается ассиметричным. Клюшка в последнее время поменяла и свою геометрию. Если раньше рукоятка была равномерной по всей длине, то сегодня мы имеем клюшки нового образца, которые заострены к низу. Чем ближе рукоятка к крюку, тем она становится тоньше и тем самым жестче. Такая конструкция позволяет лучше контролировать шайбу и добиваться более сильных и точных бросков.

Все эти усовершенствования приводят к тому, что клюшки превращаются сегодня в принципиально другой хоккейный инструмент. И это объяснимо: хоккей становится более скоростным, более маневренным. Поэтому когда мы наблюдаем, как тот же Павел Дацюк на «носовом платке» разбирается с тремя соперниками, мы прекрасно понимаем, что дело тут не только в «ювелирных» руках динамовского нападающего, но еще и в современной клюшке, позволяющей с легкостью контролировать шайбу. Создается впечатление, что клюшка является продолжением руки.

Справедливости ради стоит сказать, что существует достаточное количество хоккеистов самого высокого уровня, которые предпочитают обычные клюшки. К примеру, Максим Сушинский как играл JOFA-TITAN 4020, так и играет. Впрочем, о предпочтениях хоккеистов мы с вами поговорим в другой раз. Сейчас же, думается, стоит все-таки вернуться к разговору о деревянных клюшках, которые, несмотря на активное развитие их композитных «собратьев», по-прежнему остаются востребованными на хоккейном рынке.

В свое время уже было сказано, что главное спортивное снаряжение для хоккеиста – коньки и клюшка. Эти вещи неразделимы, как скрипка и смычок для музыканта. Поэтому к выбору клюшки, пожалуй, самой недолговечной части хоккейного инвентаря, любой игрок относится крайне щепетильно. Благо, что выбирать сегодня есть из чего.

Деревянная клюшка, в первую очередь, необходима начинающим хоккеистам. Необходима для того, чтобы почувствовать ее динамику: как сгибается рукоятка, как шайба приходит на крюк, как уходит с него. Момент кистевого броска, щелчка, передачи – все это нужно отработать юному спортсмену до автоматизма. И именно деревянные клюшки позволяют сделать подобные приемы гораздо четче. Все-таки композитные клюшки уже требуют определенного уровня мастерства. Азы же нужно проходить на более простом инструменте. Здесь опять будет уместно сравнение со скрипкой. Начинающий музыкант учится играть на простой скрипке и только затем, с приходом мастерства, он сможет оценить скрипку «Страдивари» или «Амати» и извлечь из нее максимум возможного. Конечно, при переходе с деревянной клюшки на композитную ощущения у хоккеиста будут необычными. Но, привыкнув к ней, он в игре получит заметное преимущество. Прежде всего за счет легкости клюшки, а также ее динамики. Когда ты хочешь произвести сильный бросок деревянной клюшкой, тебе приходится затрачивать много усилий. Поэтому приходится и руки качать, и напрягаться прилично. Композитная же клюшка физических затрат требует гораздо меньше. Ею также легко управлять, как и машиной с гидроусилителем руля. Контроль шайбы с приходом композитной клюшки заметно упрощается. К тому же возрастает точность броска. Если вспомнить, как Старшинов, работая в Японии, демонстрировал своим подопечным чудеса меткости, когда подвешивал пивные банки и выбивал их шайбой восемь из десяти, то с композитной клюшкой он мог бы легко добиться стопроцентного результата. Я уже не говорю о том, насколько удобно композитной клюшкой принимать шайбу. Крюк как бы амортизирует шайбу, так как у него теперь такая структура материалов, которая гасит отскок. Композитная клюшка стала большим подспорьем и во время броска с ходу, без подготовки. Теперь попасть по движущейся шайбе стало намного проще. Если технически ты все сделаешь правильно, остальное за тебя сделает сама клюшка. Преимущество композитных клюшек стало очевидным для всех. Не случайно, что даже такая компания, как SHER-WOOD, лидер в области производства деревянных клюшек, сегодня много внимания уделяет изготовлению именно композитного инвентаря. Вообще, в наше время нет ни одной компании, работающей в этой области, которая не занималась бы производством композитных клюшек. И сейчас самое время поговорить о мировых производителях этого хоккейного инвентаря.

Законодателем мод в области производства композитных клюшек, безусловно, является канадо-американская компания Easton. Как ни странно, ее история была связана не с хоккеем, а с бейсболом и велосипедным спортом. Они производили отличные биты, которые в Америке пользуются до сих пор огромным авторитетом. Также они выпускали великолепные рамы для велосипедов. И те технологии, которые применялись при производстве трубчатых частей велосипеда и бейсбольных бит, косвенным образом перешли в производство хоккейных трубок. Фирма Easton стала первой делать трубки алюминиевыми, а затем благодаря космическим технологиям перешла постепенно к композитным материалам. В свое время Easton создала очень хорошую трубку, которая отличалась сверхнадежностью. Рукоятка этой клюшки сочетала в себе симбиоз алюминиевой основы и композитных материалов. В результате она получилась легкой и, что главное, прочной. Поэтому хоккеистам клюшка эта служила достаточно долго. А по весу, кстати, современные клюшки недалеко ушли от того удачного варианта. И многие до сих пор удивляются, почему та клюшка была снята с производства. Как бы то ни было, в большей степени фирма Easton прославилась именно своими инновациями. Практически ежегодно у них появлялись изделия с новыми свойствами. И отнюдь не случайно именно рукоятка Easton ULTRA LIGHT – самая распространенная на сегодняшний день в НХЛ и Европе. Можно сказать, что в остальном мире она также популярна, как в России JOFA-TITAN 4020.

Вслед за Easton или можно даже сказать, вдогонку, производить клюшки бросились все остальные компании. Достаточно удачные были опыты у компании Louisville. Причем стоит признать, что шли они своим путем, не копируя слепо образцы Easton. У Louisville появилась очень интересная серия «ТРИКОР». Это была рукоятка, состоящая из трех слоев. Внешний слой – деревянный. Когда вы ее держите в руках, то у вас полное ощущение, что это простая деревянная клюшка, только необычайной легкости и эластичности. На самом же деле под верхним покрытием были использованы композитные материалы, а в самой сердцевине – алюминиевая трубка. Получилась очень интересная рукоятка. Конечно, не из дешевых. Еще стоит отметить, что Louisville сделала первую прорезиненную рукоятку Rubber. И в этом она опередила Easton.

ПРИОРИТЕТЫ СУШИНСКОГО

Помимо этих двух фирм в производство рукояток для клюшек стала активно вмешиваться компания Bauer. И их первые образцы, надо заметить, внушали определенные надежды. Но, к сожалению, при использовании их хоккеистами они оказались излишне жесткими, даже можно сказать – «дубовыми». И только когда уже пошло производство полностью композитных клюшек, Bauer смог проявить себя. Например, клюшка Vapor XX вполне конкурентоспособна с аналогами Easton и с Louisville. В этом же сезоне вообще ожидается прорыв. Bauer сделал очень легкую клюшку Vapor XXX. Отдельного разговора требует и их новая клюшка ENDURE. Она сконструирована таким образом, что все наиболее уязвимые места в ней надежно защищены. Прежде всего, речь идет о той части клюшки, где рукоятка с торцевой стороны переходит в крюк. На этом изгибе прикреплены специальные усилители, сделанные из композитных материалов, напоминающие по своим свойствам резину. Таким образом, самая уязвимая зона клюшки становится защищенной. Также и верхняя часть рукоятки с торцевой части имеет защитный слой. Тестовые испытания этой клюшки показали, что ENDURE по прочности на 30% превосходит самые прочные клюшки других производителей. Конечно, пока мы не знаем, как эта клюшка проявит себя в игре, но первые впечатления от нее самые хорошие. Неслучайно Максим Сушинский, всю жизнь играющий JOFA-TITAN 4020, оценив ENDURE, захотел попробовать ее в деле. И, возможно, уже в новом сезоне мы увидим Максима с этой клюшкой.

Помимо Bauer в процессе производства клюшек очень активно стала участвовать фирма ССМ. И те клюшки, которые появились буквально два года назад – серия Vector, – проявили себя более «живучими», чем у остальных компаний. За счет, прежде всего, использования несколько иной технологии. Но у них оказался другой недостаток, который проявился только со временем. В процессе эксплуатации клюшка Vector постепенно теряла эластичность, и, следовательно, ухудшался контроль за шайбой. Сейчас фирма работает над исправлением выявленных недостатков.

Перечисляя хоккейные компании, занимающиеся производством клюшек, стоит еще упомянуть о новом хоккейном брэнде RBK. Как известно, произошло слияние компании Reebok с ССМ и JOFA. И уже сегодня на рынке появляются первые образцы клюшек RBK. Правда, их будущее пока предсказать сложно.

Завершая наш сегодняшний разговор о клюшках, можно высказать несколько предположений относительно дальнейшего развития клюшечного производства. Главный вопрос, который стоит сегодня перед производителями, – как обеспечить долговечность своему товару? Когда клюшка ценой в 300 долларов на первой же игре или тренировке превращается в два обломка, сердце, честно говоря, обливается кровью. Но если для профессионалов, которые могут себе позволить сломать не один десяток клюшек, это не такой уж больной вопрос, то для любителей – дело обстоит куда серьезнее. Ведь понятно, что к хорошему очень быстро привыкаешь. Но это хорошее достается слишком уж дорогой ценой. И сейчас задача производителей сделать клюшку более прочной, не потеряв в легкости. Появление такой, как ENDURA, возможно, первый серьезный шаг в этом направлении.

Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что в ближайшее время клюшка еще больше потеряет в весе. За последние пять лет вес ее снизился примерно на 30 процентов. И если такая динамика сохранится, то совсем скоро клюшка может весить около 300 граммов.

Что касается развития производства составной клюшки, то здесь пока нет ясности. Сейчас хоккеисты таким предпочитают цельные. Хотя очевидно, что отдельно рукоятка и отдельно крюк прочнее монолитной клюшки. И сейчас производители стоят на распутье, в каком направлении двигаться. Причем я бы расценил эту ситуацию, как 50 на 50. С одной стороны, объективно более прочными являются составные клюшки, с другой стороны – составная клюшка проигрывает цельной в динамике. Пока лишь можно сказать, что развиваться будут оба направления.

Уже сегодня можно признать перенесение производства клюшек в Юго-восточную Азию в целом успешным. Клюшки заметно подешевели, при этом не потеряв в качестве. Более того, китайские и тайваньские образцы показывают себя не хуже, чем те, что произведены в Мексике.

Что касается появления на рынке клюшек новых производителей, то такая ситуация выглядит маловероятной. Все-таки производство конкурентоспособных клюшек – это, прежде всего, собственное ноу-хау. Известно, что ССМ отливает рукоятку целиком, затем надевает на нее защитный чулок и уже потом обрабатывает все это защитными материалами. У Easton это происходит иначе. Рукоятка создается из многочисленных структур, которые постепенно наращиваются, пропитываются специальными веществами и превращаются в законченный продукт. Как стеклодув постепенно выдувает необходимый предмет, примерно по такому же принципу действуют и в компании Easton. Вот только никто из конкурентов не знает точный рецепт материалов своего соперника, какие пропорции соблюдаются и так далее. Для этого нужно иметь само ноу-хау.

(C) Национальный хоккейный магазин.