|
БОРИС КРУГЛОВ УБЕЖДЕН:
ЧРЕЗМЕРНЫЕ НАГРУЗКИ ЛИШАЮТ ЮНЫХ ИГРОКОВ СПОРТИВНОГО БУДУЩЕГО
В СДЮШОР «Динамо» в отличие от остальных спортшкол есть штатный врач. И это,
несомненно, большой плюс динамовской школы. Без малого четверть века
здоровье юных хоккеистов здесь оберегает Борис Круглов. Авторитет у него в
школе непререкаемый. Борис Васильевич досконально знает весь
детско-юношеский хоккей, а не только медицинский его аспект. Это не
громкие слова, ведь он долгие годы, кроме всего прочего, выходит вместе с
ребятами на лед. Примечательно, что многие известные игроки, вышедшие из
стен динамовской школы, запомнили Круглова прежде всего как тренера. Вот
что, например, сказал российская звезда НХЛ Алексей Жамнов в одном из
интервью корреспонденту нашего еженедельника: «… Мне с тренерами повезло.
Круглов, Васильев, Киселев… Все отличные специалисты». Заслуженный врач
России дал «ВХ» эксклюзивное
интервью.
– Борис Васильевич, какие пути-дороги привели вас в СДЮШОР «Динамо»?
– У меня, как говорится, с младых ногтей душа лежала к спорту. В свое время довольно
серьезно занимался легкой атлетикой. Бегал на средние дистанции. Был
перворазрядником. Попал в сборную команду спортобщества «Буревестник».
Однако в конце третьего курса мединститута порвал связки на голеностопе и
с активным спортом завязал. Как пришел в хоккей? На дворовом катке
занимался с детишками. Двое наших мальчишек, 1962 года рождения, пошли на
просмотр в динамовскую спортшколу. И там они пришлись ко двору. Но однажды
эти ребята приехали ко мне и сказали: «Борис Васильевич, мы без вас не
хотим там заниматься». И тогда я с ними вместе отправился в «Динамо». Там
меня приняли нормально. Я стал выходить на лед вместе с командой 62-го
года. Из нее, кстати, вырос такой замечательный игрок, как Анатолий
Семенов. А еще я вплотную занимался с командами 1966, 1970, 1974, 1977,
1984, 1986 годов рождения. Сейчас под моим особенно пристальным вниманием
находятся ребята 90-го года. На льду я в основном занимался с вратарями.
Например, через меня прошли Ильдар Мухометов, он сейчас защищает ворота
нижнекамского «Нефтехимика», Олег Глебов, который до недавнего времени был
голкипером столичного «Спартака».
По образованию я педиатр. С 1972 по 1983 годы трудился в динамовской школе
тренером-общественником и одновременно работал ассистентом кафедры
госпитальной педиатрии Второго Московского медицинского института. Ну а
потом целиком сосредоточился на работе в СДЮШОР «Динамо». Спортивная школа
привлекла меня еще и потому, что я чрезвычайно заинтересовался проблемой
выживаемости детей в спорте. Мое пристальное внимание привлекла такая
ситуация. В те времена в отечественном юношеском и молодежном хоккее
доминировали ЦСКА и «Спартак». Много матчей тогда смотрел. Нельзя было не
заметить, что в армейских и спартаковских командах играло множество ярких
ребят. Однако когда я стал прослеживать, какая же часть этих юных
дарований затем вышла на приличный уровень во взрослом хоккее, заиграла в
командах мастеров, то выяснилось, что этот процент весьма невелик. И он
был не выше, чем в «Динамо» и «Крыльях Советов». Почему? В конце концов
мне стало ясно: многолетний цикл подготовки юных хоккеистов построен
абсолютно неправильно. Оттого и сгорали или выдыхались ребята на подходе к
взрослому хоккею.
Работая в динамовской школе, я пытался внести свой
посильный вклад в решение данной
проблемы.
– С медицинской
точки зрения, какие болевые точки существуют сейчас в российском
детско-юношеском хоккее?
– Среди тренеров
бытует мнение, что детей до 10–11 лет загонять нельзя. Да, это так, но при
одном условии – если ребенок не находится под контролем. Когда он весь
день бегает на улице, то сам себя не загоняет. Тренер же может его
загонять элементарно. Причем у ребенка страдают не сердце, легкие или
печень, а в первую очередь отключается внимание. И тогда тренировка
попросту становится бесполезной. Критерий загнанности у детей до 12 лет –
плохая обучаемость, неправильное выполнение упражнений. На детских врачей
у нас учат, а на детских тренеров, к великому сожалению, – нет. Пишутся
научные труды по физиологии ребенка и не более того. Конкретно же о
специфике тренировок детского организма с наставниками никто не ведет
разговор.
– Чем же
чревата подобная неосведомленность детских
наставников?
– Может быть, это покажется парадоксальным, но скажу так. Она наносит
минимальный вред здоровью ребят и максимальный ущерб тренировочному
процессу. Неграмотно построенная тренировка и дозировка нагрузок не
позволяют ребенку на начальном этапе овладеть техническими приемами из-за
утомления.
Я много раз ездил в Северную Америку вместе с нашими юными хоккеистами. У меня
была возможность изучить ситуацию в заокеанском детско-юношеском хоккее.
Так вот скажу вам: в Канаде, США у детей, как правило, четыре ледовых дня
– два тренировочных и два игровых. У нас же пять тренировочных, один
игровой и один выходной. А что получается в итоге? У наших детей только
катание лучше. Зато у их североамериканских сверстников лучше пас, прием,
бросок. То есть, работая в полтора раза больше, мы не даем детям тех
технических навыков, которые заокеанские и европейские наставники дают за
гораздо меньшее количество тренировок. Дети устают, а ведь ребенок должен
все переварить и отдохнуть. Законы восприятия информации не мной
придуманы. Информация, как и пища, должна перевариться.
У нас нет ни в инструкциях, ни в головах тренеров методики развития физических,
функциональных и технических качеств юных хоккеистов. А у иностранных
коллег есть, хотя за рубежом среди детских наставников мало специалистов с
высшим физкультурным образованием. Зато там те, кто тренирует детей,
последовательно заканчивают несколько серьезных курсов и тренируют не как
им вздумается, наобум, а по учебно-тренировочному плану. И к тому же несут
строгую ответственность за здоровье юных спортсменов. Поэтому детей там
так не гоняют. А у нас это чуть ли не повсеместное явление. Лет пятнадцать
назад в Тольятти полутора десяткам (!) 14-летних хоккеистов пришлось
делать операции из-за того, что тренер перегружал их на занятиях. На
Западе такого горе-наставника разорили бы и лишили лицензии. У них до 15
лет подростки-хоккеисты на тренировках со штангой не занимаются, а у нас в
этом возрасте уже вовсю ворочают
«железо».
– Борис
Васильевич, почему получается, что наши детские и юношеские команды всех
обыгрывают, а потом иностранные соперники зачастую обгоняют их в
мастерстве?
– Всему свое время, а наши детские тренеры сплошь и рядом об этом забывают.
Приведу такой пример. В 13–14 лет у подростков происходит прирост мышечной
массы. И многие наставники в этот период добавляют нагрузку. А ведь этого
ни в коем случае нельзя делать. Если увеличишь нагрузку, потеряется тонкий
технический навык. Мышцы-то сами нарастут на этом этапе развития
организма.
Еще одна ошибка тренеров в том, что они заставляют работать
ребят с малыми весами на быстроту. При этом у детей «высушиваются» мышцы,
а потом мальчишек ожидают проблемы с весом. Их в дальнейшем некоторые
решают за счет того, что колются или глотают что-то. Не могу
приветствовать этот путь. Играть в хоккей с ростом 190 сантиметров и весом
70 килограммов нельзя. А ведь вес можно набрать до 12 лет, если грамотно
тренировать детей. А к нам порой приходят из других школ «дохлые» дети. И
вес им набрать уже практически невозможно. Да, силовая выносливость у этих
ребят вырабатывается, но из них вырастают сухие жилистые мужики, которым
потом вес не добавишь без специальных мероприятий, о них я уже упоминал.
Мне, конечно,
интересней смотреть ребятишек в более раннем возрасте, чтобы я знал, кто
ко мне пришел, чтобы успеть исправить то или иное отклонение от нормы.
Стараюсь делать так, чтобы к 10 годам ребята были готовы к тем нагрузкам,
которые им дадут в дальнейшем тренеры. А потом эти нагрузки, которые дети
получают с 10 до 13 лет, стараюсь внимательно контролировать и даю юным
динамовцам дополнительные задания по аэробной подготовке вне зависимости
от тренера. В школе к этому давно привыкли. Скажем, если я прошу парнишку
побегать 15 минут, то это воспринимается нормально и им, и его
наставником. Задаю ребятам и гимнастические упражнения для коррекции
фигуры. Моя задача – допустить здоровых детей к занятиям хоккеем,
подготовить их к юношескому спорту, причем с запасом прочности – чтобы они
даже при непрофессиональной тренировочной работе не получили осложнений на
здоровье.
– Что бы вы
посоветовали молодым детским наставникам?
– Всегда
стремлюсь помочь тренеру научиться чувствовать команду. Тогда я за ребят
спокоен. Опасен тот хоккейный педагог, который не чувствует физического
состояния своих подопечных. Поэтому главный совет такой: научитесь
чувствовать нагрузку, которую даете детям. Тогда ребят не загоняете. Я
против того, чтобы 7-8-летние мальчишки играли на все поле. Лучше в таком
возрасте играть поперек площадки. На коротком отрезке ребенок сделает
больше движений, в том числе и технических. Бегая же по всему полю,
мальчишка устает, у него притупляется и даже теряется внимание. А у детей
на тренировках самое главное – это внимание. Детский тренер не должен
долго объяснять, как и подгонять своих маленьких подопечных громовым
голосом. А то ведь во многих спортшколах даже шестилетние дети катаются
под словесным кнутом: «Быстрее! Еще быстрее!» Да, ребятишкам следует
тренироваться с максимальной двигательной активностью. Но, говоря об этом,
я подразумеваю не быстроту, а максимальное количество движений.
Я и сейчас много
работаю на хоккейном поле. Непосредственно на льду помогаю тренерам. И с
полным основанием могу сказать: скупой платит дважды. В младшем детском
возрасте необходимо отдавать безусловный приоритет технической
оснащенности ребенка. Наложить на нее функциональные и физические качества
в определенные возрастные периоды – не проблема. К сожалению, многие
наставники юных хоккеистов гонятся за сиюминутными результатами. При этом
технику они отводят на второй план, а упор делают на «функционалку» и
«физику». Впрочем, другого пути к сиюминутным результатам и нет. Вообще,
работа с детьми – это работа на будущее. Если же тренер во что бы то ни
стало стремится добиться от них скорого эффекта, то он лишает своих
подопечных серьезного спортивного будущего.
Чего в свое время не
выучил Ванюша, того никогда не выучит Иван. Да, техническим приемам можно
обучить и 13–14-летнего подростка. Однако они не будут отработаны до
автоматизма и неминуемо выпадут из его арсенала в критической ситуации на
ледовой площадке. Грош цена такой технической оснащенности. А если
мальчика научили что-то делать в раннем возрасте, то он это всегда
выполнит, что называется, на автомате в любой момент самого сложного
матча.
Разумеется,
над выносливостью тоже необходимо работать. Без нее хоккеист просто
немыслим. Вопрос в том, как это делать. В нашей СДЮШОР не без моего
участия все команды перешли на большой объем аэробной подготовки. Это в
основном кроссы. Но тут есть одна тонкость. Насколько я знаю, многие
нынешние тренеры заставляют бегать детей на время. Это неправильно. Дети
должны бегать на удовольствие, получать от кроссов положительные эмоции.
Только тогда от бега получим должную
пользу.
– По всему
чувствуется, что вы живете своей работой.
– Так и есть. Я
давно сроднился с динамовской школой. Это мой второй дом. Чувствую здесь
себя на своем месте. Когда я только пришел в СДЮШОР, то потерял в зарплате
в два раза. Но не жалел об этом, потому что работа с детьми всецело
захватила меня. Сейчас, правда, получаю больше своих друзей-профессоров.
Но это для меня не главное. Много лет назад я хотел стать участковым
врачом. И моя работа в «Динамо» очень похожа на то, чем занимается
участковый доктор. Только не хожу по участку, ребята сами ко мне приходят.
Когда начал работать в этой школе, то поставил перед собой цель –
всемерно способствовать тому, чтобы «Динамо» превзошло тогдашнего гегемона
ЦСКА и стало чемпионом страны. Все получилось.
В статье использованы материалы газеты "Весь хоккей"
|
|